Папа Римский и религиозная жизнь современной Армении

Aug 9th, 2016 | Раздел: Евреи, Езиды, Меньшинства в мире, Молокане, Общины Армении, Религия, Русские

Карта религиозного Еревана во многом повторяет архитектонику политической картины страны. Это вызывает необходимость вновь вглядываться в расстановку сил: для кого и как устроен город со своими церквями, мечетью и синагогой.

Эта статья была подготовлена к печати ещё в начале июля, но в связи с чрезвычайным положением, возникшим в Ереване, её публикация была задержана на некоторое время. Тихого каникулярного лета в столице Армении не было. Спустя короткое время после отъезда Папы Франциска, одна за другой передавались экстренные новости о захвате полицейского участка вооруженной группой ветеранов Карабахской войны. Захват полицейского участка в районе Эребуни, с последующим требованием группы “Сасна Црер” об импичменте Сержа Саргсяна, привёл к многочисленным митингам и стычкам между полицией и мирным населением. Миротворческий визит Папы резко сменился тревожными событиями, заставившими СМИ поменять фокус с международного диалога между Арменией и Западом на конфликтную ситуацию внутри закавказской республики.

Президент Армении Серж Саргсян встречает папу римского Франциска, прибывшего с визитом в Армению, в аэропорту "Звартноц". (с) Асатур Есаянц / РИА Новости. Все права защищены.

Президент Армении Серж Саргсян встречает папу римского Франциска, прибывшего с визитом в Армению, в аэропорту “Звартноц”. (с) Асатур Есаянц / РИА Новости. Все права защищены.

Почти весь июнь Ереван готовился к приезду Папы Римского Франциска. 25 июня на площади Республики Франциск в сопровождении главы Армянской Апостольской Церкви Гарегина II приветствовал многочисленных граждан Армении.

Свою речь на главной площади Еревана Папа Франциск завершил благословлением народа, столкнувшегося с жесточайшим преступлением против человечества, пожелал мира и взаимопонимания между турецким и армянскими народами, выразил надежду на прекращение военного конфликта в Нагорном Карабахе.

Папа в Армении

Многолетние дебаты политиков не приводят к ощутимым результатам, а визит мирового духовного лидера привлек внимание международного сообщества к многочисленным социально-политическим проблемам закавказской республики. Кроме того, приезд Папы и активная подготовка к этому событию армянских католиков впервые за много лет напомнили о том, что Армения, а вместе с ней и весь закавказский регион, представляют собой неоднородную и мозаичную религиозную картину, сложность и разнообразие которой необходимо учитывать всегда.

Глава Ватикана провел в Армении несколько дней, а вся поездка прошла под лозунгом “Визит в первую христианскую страну”. Это уже второй Папа, посетивший закавказскую республику. В 2001 году по случаю 1700-летия принятия христианства в Армению приезжал Иоанн Павел II.

Папа римский Франциск и католикос всех армян Гарегин II во время экуменической церемонии и совместной молитвы за мир на площади Республики в Ереване. (с) Асатур Есаянц / РИА Новости. Все права защищены.

Папа римский Франциск и католикос всех армян Гарегин II во время экуменической церемонии и совместной молитвы за мир на площади Республики в Ереване. (с) Асатур Есаянц / РИА Новости. Все права защищены.

Спустя 15 лет нового главу Римской Католической Церкви армяне ждали с еще большим энтузиазмом, ведь в прошлом году Папа Франциск стал первым официальным представителем Ватикана, осудившим уничтожение и изгнания армян в Османской империи в 1915-1922, назвав эту катастрофу первым геноцидом XX века.

Перед отъездом в аэропорту Звартноц, Папа заявил, что в предстоящей поездке в Азербайджан постарается донести до лидера этой страны необходимость урегулирования нагорно-карабахского конфликта таким образом, чтобы стороны смогли избежать “темного дела”.

“В прошлом году Папа Франциск стал первым официальным представителем Ватикана, осудившим уничтожение и изгнания армян в Османской империи в 1915-1922”

Приезд главы Римской католической церкви, с одной стороны, показал открытость армян западному миру и разность религиозных и политических взглядов у граждан Армении и многочисленной диаспоры. С другой стороны, в социальных сетях сразу же началось обсуждение довольно непривычного для постсоветских стран поведения католического лидера. В новостных сводках показывали стремление Папы увидеть не только официальные делегации, но и желание узнать о жизни простых граждан страны.

Блогеры обсуждали аскетичный и скромный выбор Папы: начиная от машины, на которой Понтифик передвигался по городу, и вь до его одеяния, сравнивая это с образом жизни собственной политической и духовной элиты, предпочитающей роскошь и богатство в ситуации тотальной бедности и экономической нестабильности. Наконец, в последние часы пребывания в Армении, уже в аэропорту Звартноц, Франциск затронул один из самых острых углов современной общественно-политической действительности Закавказья: церковь должна попросить прощения у сексуальных меньшинств.

Одна страна – одна религия?

Почти все туристические гиды и обзорные материалы про Армению сообщают, что это страна мононациональная и монорелигиозная.

Действительно, по разным данным более 90% населения современной Армении – христиане, относящие себя к Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Но и в соседней Грузии картина почти такая же: несмотря на прославившийся своим мультикультурным характером Тбилиси, в историческом центре которого одновременно расположены мечеть, синагога, армянские и грузинские церкви, большинство грузин также причислены к одной конфессиональной группе – православию.

Если говорить о конфессиональной картине современной Армении, то нужно учитывать долгое присутствиев армянском государстве евреев, переселенцев молокан, католиков, езидские общины, почти непрерывную историю присутствия ислама, русское православие и другие религиозные и неорелигиозные течения.

”Даже малые религиозные группы начинают играть значимую роль в жизни постсоветской республики”

Все это разрушает миф о моноконфессиональности. Даже малые религиозные группы начинают играть весьма значимую роль в жизни постсоветской республики. Показательным в этом смысле стало то, что прибывший в Армению Папа Франциск официальную часть своего визита в качестве государственного руководителя провел в Ереване, но литургию отслужил в городе Гюмри, где находится резиденция Армянской Католической Церкви. Туда же устремились паломники не только со всей Армении, но из населенных армянами районов Грузии.

Ереван встречает гостей плавной линией двух вершин Арарата — символа Армении, расположенного, по мрачной иронии истории, на территории Турецкой республики. Спустя примерно четверть часа туристы и репатрианты смогут увидеть изображение легендарной вершины в своих паспортах, на штампе о пересечении государственной границы. Конфликт с соседней Турцией и историческая память о геноциде армян – это не просто своеобразный нарратив, распространенный внутри страны, он маркирует пограничную линию, там, где начинается государство как таковое.

Вид на Арарат из Еревана. CC BY-NC-ND 2.0 Patrick Makhoul. Некоторые права защищены.

Вид на Арарат из Еревана. CC BY-NC-ND 2.0 Patrick Makhoul. Некоторые права защищены.

Несмотря на историческую память об изгнании и геноциде, несмотря на продолжающийся тяжелый конфликт с соседним Азербайджаном, в современной Армении геополитический дискурс противостояния или экономической блокады сосуществует с полным отсутствием самой идеи исламофобии.

Переходом религиозного месседжа в контекст политического стало решение Папы Франциска в последний день своего визита посетить монастырь Хор Вирап, расположенный в Араратской долине в максимальной близости от армяно-турецкой границы. Там религиозные лидеры двух стран выпустили голубей в сторону библейского Арарата, находящегося сегодня на территории Турции.

Политическая власть и Церковь

Любые закулисные и публичные разговоры о религии почти сразу же переходят в разряд политического. Современная Армянская Апостольская Церковь – не только главная религиозная институция страны, но также активно сотрудничает с действующей властью и олигархической системой. Этому есть много примеров, в частности, церковь Аменапркич, построенная на средства бизнесмена Гагика Царукяна в Котайкском регионе и Церковь Сурб Ерордутюн в пригороде Еревана, строительство которой финансировал бизнесмен Самвел Алексанян.

Специалисты в области культурной антропологии говорят об активном “обмене дарами” между церковью и властью. Церковь получает от государства немалое количество льгот, взамен представители ААЦ активно поддерживают существующий политический режим. Распространенным типом такого “обмена” символического капитала на финансовую поддержку становится взаимодействие между церковью и крупными олигархами, которые с помощью своих пожертвований в первую очередь продолжают укреплять собственный имидж среди населения.

Эчмиадзинский кафедральный собор - главный храм Армянской апостольской церкви. CC BY-SA Nina Stössinger / Flickr. Некоторые права защищены.

Эчмиадзинский кафедральный собор – главный храм Армянской апостольской церкви. CC BY-SA Nina Stössinger / Flickr. Некоторые права защищены.

Таким образом, христианство после распада СССР стало одним из главных рычагов политической борьбы внутри Армении. Кроме того, на протяжении столетия, сразу после геноцида армян, апостольская церковь была единственной непрерывно существующей институцией, вокруг которой протекала жизнь армянской диаспоры в самых разных странах.

Невозможность и неспособность диаспоры организовать другие типы мощных институций оставляет за ААЦ не только доминирующую позицию в отношении других религий, исповедуемых армянами, но также выполняет определённую социально-политическую функцию консолидации. Хотя, стоит отметить, что влияние церкви на политические решения на государственном уровне в Армении менее выражены, чем, например, в соседней Грузии.

”Христианство после распада СССР стало одним из главных рычагов политической борьбы внутри Армении”

С начала 1990-х, на фоне возрождения христианства после долгого советского атеистического прессинга, возникают две проблемы: положение национальных меньшинств с их желанием вернуть собственные формы религиозной идентичности, и мощная волна новых типов верований. Что касается последней, то, как и в большинстве постсоветских стран, самым масштабным движением становится Свидетели Иеговы, которые воспринимаются официальной армянской церковью как секта.

Специалист по новым религиозным формам, сотрудник кафедры этнологии и археологии ЕГУ Юлия Антонян комментирует ситуацию следующим образом: “Протестанты, свидетели Иеговы, мормоны – их несколько десятков тысяч. Сектами их считает ААЦ, но по существу это религиозные движения”.

По мнению исследователя, ААЦ более или менее толерантно относится к католикам и Армянской евангелической церкви (называя их сестринскими церквями), к остальным теоретически отношение нетерпимое, но на практике ААЦ старается избегать конфликтов.

Кроме того, отсутствие открытого конфликта объясняется тем, что религиозные меньшинства, также как и многие другие жители Армении, постепенно уезжают – в первую очередь из-за экономической ситуации – большими потоками мигрируя в Россию и другие страны, где люди находят спасение от тотальной безработицы.

Военное присутствие

На пути из ереванского аэропорта “Звартноц” к центру города, первое, что бросается в глаза – строящаяся православная церковь Воздвижения. Белый камень и золотые купола, никоем образом не соответствующие традиционной архитектуре армянской церкви, сразу же сигнализируют о присутствии другого религиозного и культурного объекта.

Место, которое выбрано для новой русской православной церкви, неудобно для обычных прихожан – оно находится на перепутье скоростных дорог за чертой исторического города и оживленных населенных частей столицы. Но это весьма удачное расположение для объекта, который нужно продемонстрировать въезжающим в город.

Главный вход в Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. Wikipedia / Calibrux.

Главный вход в Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. Wikipedia / Calibrux.

Православных в Армении, кажется, меньше всего (если не считать единиц, исповедующих совсем экзотические для армян буддизм, индуизм и пр.). В начале 90-х уже была отреставрирована Покровская церковь в районе Канакер, которая была возведена по приказу Николая Второго в начале XX века в качестве храма для русских военнослужащих. Этот храм в советское время успел послужить и домом культуры, и арсеналом. И Покровская церковь, и все не сохранившиеся русские церкви всегда были предназначены для военнослужащих, находившихся на территории Армении.

Но несмотря на то, что количество православных прихожан с каждым годом уменьшается, несколько лет назад было начато строительство новой церкви по благословлению Католикоса всех армян Гарегина II и Святейшего патриарха Кирилла.

”Количество православных прихожан с каждым годом уменьшается”

В 2010 году на торжественной закладке фундамента новой церкви Воздвижения в ереванском районе Шенгавит присутствовали не только главы обеих церквей, но и представители политической и бизнес-элит, в том числе глава Союза Армян России Ара Абрамян, финансирующий строительство храма. В.М. Гундяева и представителей РПЦ встречали с баннером “Добро пожаловать, Ваше Святейшество!”, а из речи главы РПЦ было понятно, что храм закладывается в качестве обмена между церквями: параллельно достраивался новый армянский храмовый комплекс в Москве, начавший действовать в 2013 году .

Безусловно, XIX столетие в прошлом и формат военного храмового комплекса уже почти забыт. Но строительство новой православной церкви, также как и реконструкция канакерской, рассчитаны на прихожан-военных и их семьи. Если два армянских храма в Москве регулярно принимают мигрантов из Армении, численность которых измеряется сотнями тысяч, то военнослужащие, в частности 102-я российская военная база, расположенная в Гюмри – это примерно 5000 прихожан.

Первая Европа

На Площади Республики к приезду Папы Франциска была сконструирована большая металлическая сцена с трибуной для почетных гостей и СМИ. Но на протяжении нескольких лет горожане знают это место как конечную остановку больших пассажирских автобусов, прибывающих из Ирана. Каждый год основная доля туристов в Ереване приходится именно на жителей близлежащих иранских городов.

До того, как Ереван перешел из рук персидских ханов к Российской империи, в городе насчитывалось 8 мечетей, из которых 6 были активно действующими. Карта армянской столицы сильно изменилась в XIX столетии, а позже советские власти разрушали мечети с такой же скоростью, как и армянские церкви.

Сейчас в Ереване действует основанная еще в конце XVIII веке Голубая мечеть, являющаяся частью иранского культурного центра при посольстве Ирана. Эту мечеть в свое время превратили в арсенал, также как и русскую церковь и некоторые другие постройки религиозного значения. С начала 30-х годов мечеть стала частью музея города, а обратно в статус религиозного центра перешла лишь к концу 90-х, но имидж музейного объекта, по всей видимости, до сих пор закреплен за Голубой мечетью.

”Для иранских туристов Ереван, так же как и Тбилиси, – это самые доступные способы выхода из исламского мира”

Голубая мечеть, расположенная в самом начале центральной улицы города – на проспекте Месропа Маштоца, реконструирована в последние два десятилетия и, кроме минарета с молельными залами, на территории внутреннего двора мечети расположены музей иранской письменности и миниатюр, библиотека и образовательные павильоны, где желающие могут обучаться иранскому языку. Но ереванская мечеть продолжает существовать, воспринимаемая, как музейный объект. Двор и молельные залы остаются пустыми, а малочисленные туристы, фотографируют мозаичные стены и своды куполов на фоне советских пятиэтажек.

Голубая мечеть - соборная мечеть Еревана, построенная в 1766 году местным персидским ханом Эриванского ханства. CC BY-NC-ND 2.0 Marco Fieber / Flickr. Некоторые права защищены.

Голубая мечеть – соборная мечеть Еревана, построенная в 1766 году местным персидским ханом Эриванского ханства. CC BY-NC-ND 2.0 Marco Fieber / Flickr. Некоторые права защищены.

Такое молчаливое отсутствие активной жизни внутри и вокруг мечети не просто говорит об почти отсутствующих приверженцах ислама в Армении, а скорей ознаменовано тем, что для иранских туристов Ереван, так же как и Тбилиси, – это самые доступные способы выхода из исламского мира.

Иранские туристы приезжают в Армению в основном за развлечениями и теми свободами, которые отсутствуют в современном Иране. В этом стремлении добраться до первого островка свободы, естественно, никто из приезжих не вспоминает об мусульманском духовном центре современного города. Для исламского Ирана соседняя Армения за последние десятилетия стала ближайшей “Европой” или транзитной “зоной комфорта” между Ираном и Грузией.

Арарат и евреи

Мало кто из местных жителей знает, что внутри плотно застроенных дворов между проспектом Тиграна Меца и улицей Нар-Дос находится трехэтажное здание ереванской синагоги.

Небольшое армянское еврейство относится к религиозному движению любавичского хасидизма (ХАБАД). Духовный лидер сообщества раввин Герш-Меир Бурштейн рассказывает, что здание было отреставрировано в конце 90-х при финансовой поддержке армянского бизнесмена Давида Галстяна. Тогда, по словам раввина, была идея создать не столько духовный центр, сколько организовать образовательную площадку для детей из еврейских семей из Еревана и окрестностей.

Раввин подчеркивает, что армянские евреи в основном – это дети из смешанных браков, и знание языков и культур у таких детей разное. Именно поэтому организации (JCA, JRCA, “АрЕв”) предоставляют детям из смешанных семей возможность изучать иврит и соблюдать религиозные и национальные обычаи. При этом, по мнению Бурштейна, смешанные браки среди евреев всего закавказского региона – не столько угроза ассимиляции, сколько очевидный признак отсутствия национализма и всяческих религиозных и этнических табу. На деле, почти исчезнувшее еврейское сообщество в регионе под благоприятным микроклиматом понимает скорее историю, нежели сухие факты, указывающие на постепенное сокращение численности евреев в Закавказье.

В ереванской синагоге расположены общинный центр «Мордехай Нави» и воскресная школа «Тора Ор». Vacio / Wikipedia.

В ереванской синагоге расположены общинный центр «Мордехай Нави» и воскресная школа «Тора Ор». Vacio / Wikipedia.

Присутствие евреев в Армении – это почти непрерывная и важная часть истории страны. Евреи, которые проживали здесь с древнейших времен, в IV веке массово были департированы на территорию Ирана по инициативе царя Шапура II, и политика насильственного переселения иудеев в Иран поддерживалась персидскими шахами вплоть до XIX столетия.

Считается, что их переселение на территорию армянского государства с древнейших времен имело за собой конкретную цель – распространение знания о жизни в городской среде. Самое крупное переселение евреев произошло в период правления царя Тиграна II Великого (I век до н.э.), но историками отмечается плотное заселение еврейскими пленными в армянской столице Арташат уже ко II веку до н.э.

Сейчас еврейскую диаспору представляют в первую очередь переселенцы из бывших советских республик. Помимо хаотичной профессиональной миграции (медики, физики, химики, геологи и пр.), не имевшей официальной статистики, но известной внутри самого еврейского сообщества, по словам раввина Бурштейна, в 70-х появился новый тип миграции из других республик СССР в Армению: речь идет об “отказниках”, евреях, не получивших разрешения на выезд из Союза.

”В 90-е из Армении уехало примерно 5000 евреев”

Но несмотря на отсутствие национализма и любые формы религиозной дискриминации, в 90-е из Армении уехало примерно 5000 евреев. Эту цифру, фигурирующую в различных СМИ, и весьма серьезную для небольшой республики, подтверждают представители еврейских организаций.

Но ереванский раввин особо подчеркивает, что та малая часть евреев, которая продолжает жить в Армении – это мигрировавшие на протяжении 70-х годов: в те годы Армения среди советского еврейства была известна как одна из самых толерантных республик СССР , где практически отсутствовал антисемитизм. Впрочем, официальные данные позднего советского периода говорят о том, что армянское еврейство не составляло даже одного процента советских евреев. Раввин в своем интервью рассказывает, что отъезд большого числа евреев из Армении на протяжении последних десятилетий связан с экономической блокадой, он называет массовый отток людей “эвакуацией”.

На здании синагоги изображена звезда Давида, внутри которой вписаны силуэты Арарата: армянское еврейское сообщество полностью поддерживает политику нынешней Армении, требуя прекращения обстрелов с азербайджанской стороны и признания геноцида Турцией. Об экономической блокаде и об Арарате, оставшемся за колючей проволокой армяно-турецкой границы, представители еврейского сообщества говорят с большим сожалением.

Вне политики

Очерчивание религиозной карты Еревана очевидным образом показывает, что в Армении существует свобода религиозного выбора и весьма толерантное отношение к религиозным и этническим меньшинствам со стороны общественности, за исключением некоторых законодательных препятствий и единичных случаев дискриминации.

Однако рассеянные по городу представительства различных конфессий зачастую существуют локально и вне диалога. Кроме того, законодателельство, подчиняясь идее распространения “главной религии” – ААЦ – регулярно укрепляет фактор подозрительности по отношению к любым новым явлениям в стране, в том числе и религиозным.

Малочисленность одних групп связана с экономическим застоем и отсутствием продуктивной государственной политики по отношению к национальным и религиозным меньшинствам. Синагога, построенная за счет личных средств бизнесмена, мечеть, реконструированная иранским посольством и пр. – свидетельство пассивной политической и финансовой поддержки на государственном уровне. При этом присутствие других религий явным образом обусловлено экономической зависимостью, но никак не естественными потребностями города. Ярким примером демонстрации лояльности и дружественного жеста по отношению к России служит вторая православная церковь в Ереване, возведенная в последние годы.

Летний визит Папы Римского в страну наглядно показал, что шагами в решении существующих политических и военных конфликтов могут служить не только дипломатические отношения между государствами, но также и межконфессиональный диалог. А для подобного формата общения необходимо создавать микроклимат межконфессионального города.

Источник: opendemocracy.net

Оставить комментарий